Изучение этого потока поможет ученым понять, как взаимодействуют друг с другом слои атмосферы газового гиганта.
Как и у Земли, у газового гиганта Юпитера слоистая атмосфера. Исследователи изучают ее с помощью наземных и космических телескопов в инфракрасном, видимом, радио- и ультрафиолетовом диапазонах. Это позволяет разглядеть более глубокие слои атмосферы, где формируются штормы и облака.
Конкретно «Джеймс Уэбб», ведущий наблюдения в ближнем инфракрасном диапазоне, лучше видит верхние слои атмосферы, в 25-50 километрах над облаками планеты. И вот ученые нашли в данных телескопа новую черту атмосферы Юпитера — очень быстрый поток шириной 4,8 тысячи километров над экватором планеты.
Наблюдения вели с помощью инструмента NIRCam в июле 2022 года. С разницей в 10 часов — сутки на Юпитере — аппарат делал снимки планеты через четыре фильтра, каждый из которых «подсвечивал» детали атмосферы на разных высотах.
Открытый поток несется на высоте 40 километров над облаками со скоростью примерно 515 километров в час — в два раза быстрее минимальной скорости ветра урагана пятой категории на Земле. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Astronomy.
«В экваториальной стратосфере Юпитера, высоко над облаками и дымкой, за которыми мы ведем наблюдения в этих диапазонах волн, паттерны ветра и температуры хоть и сложные, но все же повторяющиеся. Если сила нового потока связана с этими паттернами стратосферы, то в течение следующих двух-четырех лет мы увидим в нем значительные изменения. Не терпится проверить эту теорию в ближайшие годы», — описала дальнейшие планы соавтор исследования Лей Флетчер (Leigh Fletcher), планетолог из Лестерского университета (Великобритания).
Чтобы «вплести» джет в трехмерную структуру атмосферы Юпитера, ученые сопоставили данные «Уэбба» с наблюдениями космического телескопа «Хаббл». И авторы планируют продолжить анализировать данные аппаратов, чтобы определить, как скорость и высота нового потока меняются со временем.
Многие наблюдения за атмосферой Юпитера до сих пор ставят астрономов в тупик, поскольку не имеют прямых аналогов на других планетах. Например, до полетов «Вояджеров» многие ученые полагали, что Большое Красное пятно — твердое, так как сама идея атмосферной бури, длящейся много веков наблюдений, казалась немыслимой. Новооткрытые атмосферные потоки способны помочь исследователям приблизиться к пониманию особенностей атмосферы крупнейшей планеты, доступной для детальных непосредственных наблюдений.